понедельник, 11 апреля 2011 г.

Распашное платье, 1775-80

Выкройка опять из книги Жанет Арнольд "Крой модного платья" 1, стр. 40. Когда я решила перестать просто платонически восхищаться одеждой прошлых веков и начать создавать что-то самостоятельно, то первое что встало на повестку дня - это тщательное изучение источников. На данный момент у меня собралась небольшая, но очень полезная библиотечка по истории костюма и быта, кроме того, интернет, естественно, пропахан в поисках информации вдоль и поперек. Многие опытные костюмеры в своих бологах советуют менее опытным новичкам избегать тканей с рисунком или в полоску. Оно и понятно, - искусное совмещение рисунка или полосок и симметрия были важны в эстетике платья того периода, и, не уделив этому достаточно внимания, можно испоганить изначально хороший замысел. Как я уже упомянала ранее, я не швея, и мой опыт ограничен пошивом парой юбок и брюк из журнала "Бурда" в 90-е гг. Однако перелопатив ОГРОМНОЕ количество материала по 18 веку, я начала мнить себя если не экспертом, то чем-то около того. И я осмелела. В конце концов, это будет мое третье самостоятельно сделанное платье! Я решилась... на полоски! Полоски были модны на протяжении всего 18 века, особенную актуальность они приобрели к концу века. Для собственно платья я выбрала шелковую тафту радостного весенне-зеленого цвета с разноцветными полосками.

Чтобы платье не рябило в глазах разноцветной полосатостью, я решила сделать юбку из ткани совершенно другого цвета и другой текстуры. Белый цвет был также актуален в конце 18 века (вспомним тотальное помешательство на "Шемиз а ла Ренн", платье-сорочке из тонкого муслина), поэтому я выбрала прозрачный белый шелк для юбки, опять-таки в полоску. У меня в планах также сшить жакет, к которому такая юбка тоже подойдет очень хорошо.



Скандально известный портрет Марии Антуанетты кисти Элизабет Виже-Лебрюн.

Я персняла выкройку и раскроила пробный муляж из х/б ткани, которую я примерила на себе и своей самодельной кукле. Фасон тела современной женщины сильно отличается от женщины 18 века, носившей корсет сизмальства, и выкройку пришлось подгонять.




Оригинальное платье снабжено 4 косточками на спинке и двумя по бокам. Я решила добавить по две косточки по обе стороны переда (две по косой и две по обе стороны соединения переда). Благодаря этому перед стал более "гладким" и стабильным. С рукавами было сложнее. Исходя из выкройки, на рукаве две выточки, но на практике рукав с двумя выточками "не работал", оставался кусок висящей ткани, которую было непонятно куда девать.

Здесь на выкройке две выточки.

На рисунке же намек на три вытачки...
Я попробовала убрать эти излишки в уже существовавшие выточки, но вышло некрасиво, поэтому, поразмыслив, я добавила выточку номер три. Три выточки на рукавах было довольно распространено, реже можно встретить платья с двумя выточками, поэтому "корректность" я не нарушила. Еще одна особенность этого платья в том, что рукава нашивались сверху плечевой планки, а не под нее. На оригинале эти швы закрывались нашитыми сверху вдоль декольте придрапированными полосками ткани. Мне не хотелось украшать платье слишком широкими украшательствами, так как к 1780 годам украшения на платьях стали более скромными. Поэтому я отказалась от этого решения и пришила рукав под плечевую планку.

Рукав наколот поверх плечевой планки.


С рукавом вообще пришлось попотеть, так как я никак не могла решить: шить ли в точности такой рукав как в книге или укоротить его. В конце концов я склонилась к приближенной к оригиналу версии, но верх рукава пришлось-таки немного изменить, т.к. оригинальная выкройка просто не стыковалась с платьем по какой-то непонятной причине.
После того как все было промеряно и опробовано, я выкроила льняную подкладку, сшила вместе детали и пристрочила "канавки" для косточек. Я ограничилась пока двумя косточками на спинке, двумя по бокам и двумя косыми косточками спереди (желание вшить две косточки на стыке переда пришло позже).

Пришла пора шить верх. Я раскроила лиф, уделяя особое внимание расположению полосок. По современной технике шиться одежда кроится по долевой, в 18 веке же одежду кроили "как красивше" и как экономней в отношении расхода ткани - и по косой, и по продолной нити. Вот что вышло после соединения лифа и подкладки:
Далее я, к сожалению, не далала фотографий процесса, поэтому просто расскажу что я делала дельше. Лиф выглядел более-менее, и я занялась юбкой. Свято помня советы бывалых касательно полосок, я с особой тщательностью сложила складки на юбке так, чтобы они как можно точнее соответствовали полоскам на лифе. Сначала я наколола юбку на лиф иголками, располагая направление складок от переда назад, потом вручную пришила ее. Стало уже похоже на платье.
Затем я вручную обработала края лифа (мысок, стык переда и горловину) ниткой тон в тон ткани. Потом, как и на оригинальном платье, я прошила подкладку и лиф вместе вдоль швов на спинке и по бокам. Потом встал вопрос: как соединять перед лифа? Корректными для периода было как скалываение булавками, соединение с помощью крючков и шнуровка. Ндо сказать, что на оригинальном платье не было видно следов ни одного из упомянутых методов (описание и рисунки из книги Costume in detail: 1730-1930, стр. 59). Скалывание булавками было отметено сразу. Я решилась на крючки. Пришив крючки и петельки, а потом примерив платье, я отметила, что данный метод слабоват, стыки прилегают недостаточно плотно. Кроме того, перед показался мне недостаточно жестким. Надо было либо увеличить количество крючков вдвое, либо вшить в стык косточки и искать другое решение. Косточки были вшиты, для чего пришлось распороть части так любовно обработанных краев, а потом обработать их заново (грррр!!!!!...). Я решила попробовать пришить такие х/б-шные ленты с крючками и петельками, но их не оказалось в магазине! И мне сказали, что их не было целый год и не будет, не просите, не надейтесь! Пришлось ехать в другой город и искать там. Владелица тамошнего магазина обещала заказать эти ленты в ближайшие дни, и заказала... Но не совсем такие ленты, как я думала... Более плотные саржевые ленты с довольно толстыми крючками... Я отчаялась было, но, на второй взгляд, они не показались такими уж "неправильными", скорее наоборот, и я решила попробовать эти крючки. Получилось вот что:



Между делом я пробовала рукава, но остановилась на оригинальной выкройке с лишь небольшими изменениями. Рукава, как видно на фото, выкроены так, чтобы полоски располагались горизонтально. Да, кроме того, я сделала себе подарок на день рожденья - купила себе куколку! Куколка называется SupraFit и была тоже куплена по интернету отсюда (что б я делала без интернета!). Кукла НАМНОГО облегчила процесс и дело пошло быстрее. В принципе, платье готово (нижняя белая юбка тоже, к изготовлению юбки я вернусь позже), осталось толко нашить украшения и подшить подол. Вот платье с наколотыми украшениями (пока еще не решила что украшать, а что нет) и туфельки к нему:






Комментариев нет:

Отправить комментарий